Кронштадтские
истории – 3. Замедленность

«Своя школа» традиционно является автором экспозиционного решения ежегодных
«Кронштадтских историй». Выставка собирается
из работ художников, прошедших резиденцию петербургского ГЦСИ в Кронштадте. Темой «Историй» на этот раз стала «замедленность».
И сама тема, и атмосфера Кронштадта, оказавшегося объектом для большинства участников выставки, нашли отражение в том, как экспонировались отобранные для выставки произведения.

 

Носителями большей части работ стали металлические решетки, напоминающие
обнаженную строительную арматуру отслуживших свой срок капитальных сооружений.
Носителями этикеток с аннотациями — вытянутые
в вертикали листы свежей блестящей жести.

Решетки — не только о том, что мы хотим понравиться искусствоведам, вовлеченным
в модернистскую парадигму, они о том, что многое на выставке строится вокруг суровой фактуры Кронштата, где прошлое сконцентрировано так,
как это может произойти только на острове, триста лет стоявшем на рубежах ключевых событий истории России.
И нынче об этой истории напоминают многочисленные руины. Но, как завещала Розалинда Краусс, ячейки арматуры несут и образ упорядоченности, структурированности — что уравновешивает общую экспозиционную картину, состоящую из очень разных по масштабу и технике работ, не только тематически, но и эстетически связывая их в один проект.

Жестяные этикетки — это «новый Кронштадт» и его романтика, например — прогулок по крышам, откуда «видно все». На высоте, там, где надо ступать осторожно и аккуратно.
Замед л е н н о. Замедленно, чтобы вглядеться
в каждую работу, прочесть скрытые и открытые смыслы, отсылки, проникнуться ею до сопереживания.

Сами листы жести развешаны в произвольном порядке, но этикетки, тем не менее,
выстроились в строгую горизонталь — напоминая
и о линии горизонта, которая в Кронштадте видна практически отовсюду, и об уровне моря установленном местным футштоком, и о том, что экспозиция сработана в жанре site-specific, с учетом особенностей выставочного зала Музея печати.

Мешки с песком, расставленные так что, напоминают кому — о намывных территория города, кому —
о суровых пляжах острова, технически же — они оказались здесь необходимы для соблюдения техники безопасности.

Выявляем и скрытые смыслы современных медиа. Так, например, нашли новое, символическое, применение для тачскринов. Они здесь лишены привычной для выставочной практики функции носителя информации о художественном объекте

(«Актуальный Янтарь» Маяны Насыбулловой),
не объясняют его, а лишь высвечивают. Таким неявным образом они, в духе Сюзен Зонтаг, выступают против любой навязанной интерпретации произведения искусства, настраивая на созерцание.